Помощь нотариата для защитников Отечества
Они героически оберегают нас, а мы — делаем все, чтобы помогать им. Льготами, консультациями, гуманитарными грузами и человеческим участием. Поддержка участников СВО и их семей является одним из важнейших приоритетов всего нотариального сообщества.
Доверенность для разных случаев жизни
Одно из основных направлений поддержки участников СВО и их близких — льготные тарифы на совершение социально значимых нотариальных действий. По инициативе нотариата льготы вводились с первых дней СВО, а список их получателей постоянно расширялся. Предоставляются льготы за счет самих нотариусов, без привлечения бюджетных средств.
На сегодняшний день от уплаты регионального тарифа по ряду востребованных нотариальных действий освобождены все категории участников СВО, члены их семей, наследники военнослужащих. Только за 2025 год общая сумма предоставленных нотариатом льгот для бойцов и их близких превысила отметку в 874 млн рублей.
Так, участники СВО обращаются к нотариусам для льготного удостоверения копий документов и подписей на заявлениях. Раненым бойцам они необходимы, например, для оформления выплат и соцобеспечения. Среди частых запросов — удостоверение доверенностей. С учетом льготы такой документ для участника СВО стоит от 100 до 500 рублей.
Пример из практики: бойцу, который восстанавливался в московском госпитале, потребовалась доверенность на супругу. Семья жила в Краснодаре и там же хотела купить квартиру за счет средств материнского капитала. Сделать и передать доверенность нужно было срочно, чтобы выгодное предложение не сорвалось. Нотариус оперативно приехал в госпиталь, оформил доверенность, перевел ее в электронный вид с сохранением юридической силы и переслал коллеге в тот город, где находилась жена военнослужащего. Сделка состоялась. «Телепортировать» таким образом можно почти любой документ — согласие, заявление о вступлении в наследство и так далее.
Иногда доверенность нужна, чтобы родственники раненого участника СВО могли воспользоваться деньгами на его счетах — для решения медицинских или важных семейных вопросов. «Бойцы стараются не показывать, даже если им тяжело. Бодрятся и очень поддерживают друг друга. Где бы они ни находились — это братство, как на передовой. Если кто-то не может расписаться, в палате сразу находится помощник, который ставит подпись за товарища как рукоприкладчик», — говорит нотариус, который часто выезжает в медучреждения к бойцам.
Порой участники СВО приходят в нотариальные конторы едва ли не прямиком из окопов. Нотариус из Курской области рассказывает о подобном эпизоде: «Это было после того, как на территорию вторглись ВСУ. В офис зашел наш боец, ботинки все в грязи, руки как будто в мазуте. Ему нужно было сделать доверенность. У меня в кабинете есть раковина, и, пока я готовила документ, мужчина умывал лицо, шею, руки до локтей. Потом мы пили кофе, я угощала его блинами».
Военным, которые отправляются в зону боевых действий, зачастую не обойтись без доверенностей. Однако нотариусы всегда предупреждают о рисках таких документов и рекомендуют сохранять реквизиты, чтобы можно было оперативно их аннулировать у любого нотариуса страны. Необходимость такая может возникнуть в любой момент. Известны случаи, когда недобросовестные поверенные, в том числе родные и близкие, распоряжаются банковскими счетами, автотранспортом, недвижимостью и другим имуществом военнослужащего ему в ущерб.
Если участник СВО реквизиты не сохранил, нотариусы стараются помочь найти их. История из Белгорода: подполковник одной из дивизий хотел отменить доверенность, которую он сделал в другом городе. В документе мужчина передал полномочия распоряжаться своими денежными вкладами человеку, к которому спустя время утратил доверие.
Ни копии, ни номера, ни фамилии нотариуса, удостоверившего доверенность, участник СВО не знал. Помнил только примерное место на карте, где находилась нотариальная контора, в которой был сделан документ. «Мы разыскали нотариуса, который его удостоверил. Связались по своим внутренним каналам, объяснили ситуацию. Коллега подсказал нам дату и номер нотариального действия. Благодаря этому получилось найти сведения о доверенности в Единой информационной системе нотариата и отменить ее», — рассказывает белгородский нотариус.
Участников СВО, которые, напротив, аккуратно хранят данные о выданных доверенностях, тоже немало. Нотариус из Ленинградской области вспоминает, как к нему на протяжении долгого времени трижды приходил участник СВО. Каждый раз он спокойно отменял действующую доверенность и сразу же оформлял новую — на нового представителя.
Документы для семейного счастья
Иногда беседа с нотариусом приближает значительные изменения в жизни человека. Так, в Воронеже мобилизованный участник СВО пришел в нотариальную контору со своей девушкой, чтобы оформить на нее доверенность. Нотариус объяснил, какие полномочия можно указать в таком документе, а какие вопросы можно решить другими способами. В процессе обсуждения мужчина начал рассказывать, как доверяет своей избраннице, какие чувства к ней испытывает, а когда вышел из кабинета нотариуса — тут же и сделал ей предложение. Сразу из конторы пара пошла подавать заявление в ЗАГС.
Похожую историю вспоминает и нотариус из Москвы. К ней за доверенностью обратился мужчина, подписавший контракт. Он много лет жил со своей второй половиной, но о регистрации брака не задумывался. После объяснений нотариуса о разнице правового положения официальной и гражданской жены пара решила узаконить отношения. Одно но — уже на следующий день военному нужно было уезжать на службу.
Нотариус и ее помощники вошли в положение: «Мы запросили справку о том, что мужчина проходит отбор на службу по контракту. С этой справкой вместе с ними пошли в МФЦ. И в течение двух часов их зарегистрировали». Мужчина уехал на фронт, а спустя полтора года они вместе с супругой снова посетили эту нотариальную контору. «Поделились новостями, рассказали, что собираются обвенчаться. Было очень радостно снова встретить эту замечательную пару», — рассказала нотариус.
В другом случае к нотариусу пришла семья, которая планировала ЭКО. Муж также подписал контракт на военную службу и должен был отправиться в зону проведения СВО. Перед этим супруги хотели решить все юридические вопросы для медицинской процедуры. Нотариус оперативно подготовила и удостоверила необходимые доверенности и согласия: «В тот же день мужчина уехал, а через 10 месяцев у пары родилась прекрасная девочка. Иногда они с мамой заходят к нам в гости, а когда в отпуск приезжает глава семьи — приходят все вместе».
Последняя воля и первый подарок
Нотариусы часто просят участников СВО, которым помогают решить тот или иной вопрос, чтобы они заходили в нотариальную контору, когда возвращаются в город. Рассказать о своих успехах и наградах. К сожалению, с фронта возвращаются не все. В таких случаях важно, чтобы близкие участника СВО были юридически защищены, а последняя воля бойца — исполнена так, как он хотел. Сделать это помогают завещания, которые нотариусы также удостоверяют по льготному тарифу.
Нотариус Ленинградской области вспоминает историю участника СВО, который хотел сделать завещание и оставить долю в квартире и денежные накопления своим братьям и сестре. Рассказал, что бабушка, которая их вырастила, уже скончалась. Отца нет. Мать — жива, но давно бросила семью и уехала в поисках лучшей жизни. При этом родительских прав она лишена не была.
«Мы подробно поговорили обо всех вариантах и правовых последствиях. Мужчина не просто указал в завещании, что оставляет все своим братьям и сестре. Он прямо прописал, что лишает наследства мать, и объяснил почему», — рассказал представитель нотариата.
Нотариус из ДНР рассказывает, как к нему обратился участник СВО, чтобы, напротив, оформить завещание в пользу матери. С отцом они давно развелись, в воспитании сына он не участвовал. Поэтому молодой человек не хотел, чтобы в случае его гибели нерадивому родственнику, который по закону считался бы наследником первой очереди, хоть что-то досталось.
Жизненные ситуации у всех разные, и задача нотариуса — подсказать подходящую правовую конструкцию под каждую из них. Иногда нотариальное действие превращается в многоходовку — и все для того, чтобы сделать приятное самому дорогому человеку.
К одному из нотариусов пришел участник СВО с необычной просьбой. Первым делом ему нужно было оформить доверенность на лучшего друга, чтобы тот втайне от родственников доверителя купил от его имени квартиру. Сам мужчина сделать это за время отпуска не успевал. Когда он приехал домой в очередной раз, снова пришел в контору — теперь уже с мамой в ее день рождения. Реальную цель визита он матери не озвучил. И только в кабинете нотариуса объяснил, что хочет подарить ей квартиру.
«Для мамы это было большой неожиданностью, она расплакалась, обнимала его. Они оставили документы для подготовки договора дарения, через несколько дней вернулись — и мы все удостоверили. Военнослужащий не стал покупать квартиру сразу на имя матери, поскольку в таком случае пришлось бы получать ее согласие на сделку. А он хотел сделать подарок-сюрприз к празднику», — рассказывает нотариус.
Консультации, «гуманитарка» и командная работа
Еще один важный элемент профессионального вклада нотариата в поддержку участников СВО — бесплатная правовая помощь для них. В год нотариусы предоставляют порядка 400 тысяч бесплатных консультаций для военнослужащих и членов их семей. «Вопросы самые разные: по документам, распоряжению имуществом, наследственному праву и многие другие. Общение всегда очень теплое, ребята рассказывают о себе, дарят нам значки, шевроны, флаги своих подразделений», — говорит нотариус из Калужской области.
Нотариусы проводят в том числе и выездные консультации — в пунктах сбора, госпиталях, военных частях. «Однажды мы остались ночевать в расположении саперов. Пили чай из алюминиевых кружек — он был очень вкусным. В другой раз нас угощали самолепными пельменями. Мы сидели на привале у кухни и под эти пельмени читали стихи Роберта Рождественского», — вспоминает нотариус.
Помимо помощи по профессиональной части нотариусы по всей стране активно включились в организованную работу по сбору средств и закупке гуманитарных грузов. В том числе сами доставляют их в зону проведения СВО. Помощь формируется по запросам бойцов: от спасательных одеял и раций до мотоциклов и даже походной бани с печкой.
Создаются и специальные группы для помощи армии. Так, например, по инициативе нотариусов Белгородской области в феврале 2023 года появилась группа «Сова», куда входят также представители челябинского и воронежского нотариата. Участники рассказывают, как однажды один из взводов начали атаковать вражеские дроны: «Тогда мы приобрели для наших бойцов антидроновое ружье — „Гарпию“. С его помощью получилось посадить несколько вражеских дронов. Другому взводу передали квадрокоптер, который впоследствии участвовал в подрыве моста за лентой».
Также группа помогала чинить танк и оборудовать военные «Уралы» «мангалами» — защитой от дронов. Приобретала прицелы, с помощью которых можно поражать вражескую бронированную технику, в том числе в темное время суток, гидрорюкзаки для бойцов, генераторы и многое другое.
Одна из важнейших задач, в решении которой стараются помочь российские нотариусы, — сохранение жизни и здоровья, скорейшая реабилитация раненых бойцов. Представители нотариата помогают медучреждениям и врачам в зоне СВО закупать медикаменты и оборудование. А еще поддерживают проект по производству эвакуационных тележек «Анюта». Их производство финансируется за счет средств Федеральной нотариальной палаты, нотариальных палат регионов и пожертвований нотариусов.
Конструкция «Анюты» — уникальная разработка российских мастеров. Она поставлена на одно колесо, что повышает маневренность и проходимость по бездорожью. Тележку можно перетаскивать через рвы и узкие проемы, в грязи и траншеях, по буреломам и тропам на минных полях. Плюс она легко складывается, когда нужно залечь при обстреле или пронести носилки через препятствие. Чтобы вынести раненого на обычных носилках, нужно четверо-шестеро санитаров. С «Анютой» для этого требуется два человека: все происходит быстрее и безопаснее.
Помимо грузов, необходимых для безопасности и выполнения боевых задач, нотариусы привозят вещи, которые дарят бойцам положительные эмоции. Однажды таким «стимулятором эндорфинов» стали... зеленые овощи.
«Однажды, когда везли гуманитарную помощь, была забавная ситуация. Мы уже почти тронулись, как на место сбора приехали волонтеры — с 40 ящиками свежих огурцов. Сказали, что бойцы очень о них просили. У нас микроавтобус забит, остается буквально две ладони от груза и до крыши. Но задача поставлена — надо доставить. Ящики хоть и плоские, но их много. Не знаю, каким чудом, но вошли все», — рассказывает калужский нотариус.
В другой раз «особо драгоценным грузом» была тысяча пирожков и конфеты ручной работы. Организовало их сбор калужское отделение Союза женщин России, с которым нотариусы тесно сотрудничают. И не только в рамках гуманитарной, но и правовой деятельности. Так, например, совместно с представителями СЖР и судебными адвокатами удалось помочь матери погибшего бойца, которую ввели в заблуждение недобросовестные родственники. Она смогла восстановить сроки принятия наследства и получить компенсацию за свою долю.
В ЛНР нотариусы помогли обрести новый дом семье, чей поселок был полностью разрушен в ходе обстрелов. Благодаря слаженной работе нотариальной палаты региона, аппарата Уполномоченного по правам человека, местной администрации, а также других организаций пожилая женщина и ее сын с инвалидностью получили денежную компенсацию, оформили документы и смогли переехать.
Плодотворной оказывается и совместная работа с Госфондом «Защитники Отечества», Комитетом семей воинов Отечества, Ассоциацией ветеранов СВО и другими социально ориентированными организациями. «Чтобы сделать нашу помощь более эффективной и адресной, мы активно сотрудничаем с гуманитарной группой ZOV, подразделениями Министерства обороны и другими», — рассказывают севастопольские нотариусы.
Нотариусы активно участвуют в деятельности различных волонтерских групп — целыми семьями и коллективами нотариальных контор и палат. Плетут сети, работают на пунктах сбора гуманитарной помощи, комплектуют тактические аптечки, готовят сухпайки, а также лично доставляют гуманитарные грузы в пункты размещения военнослужащих. «Все это делается с душой, с сердцем. Это работа, которая не отнимает, а дает силы», — говорят нотариусы.